Итоги круглого стола в Деловой России
September 18, 2015

В Деловой России в рамках работы отраслевого отделения по оценочной деятельности 15 сентября 2015 г. прошел круглый стол по обсуждению нового законопроекта «О государственной кадастровой оценке» и предложенных им механизмов организации и проведения, а также оспаривания результатов кадастровой оценки, на основе которой рассчитывается налог на имущество, земельный налог для физических и юридических лиц.
В мероприятии интересы Общероссийского объединения работодателей профессиональных оценщиков представлял принял вице-президент Никита Власов.
В мероприятии приняли участие более 30 представителей заинтересованных лиц, в том числе Государственной Думы Российской Федерации, Контрольного управления Президента Российской Федерации, РСПП, Ассоциации «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков», Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков, Регионального совета по оценочной деятельности Челябинской области, Новолипецкого металлургического комбината, Группы компаний О’Кей, а также представители ведущих саморегулируемых организаций оценщиков и оценочных компаний.
Участники круглого стола обсудили текущую ситуацию в области определения и оспаривания кадастровой оценки, а также обсудили содержание законопроекта «О государственной кадастровой оценке».
Экономическая обоснованность кадастровой стоимости и ее фискальные функции крайне важны как для Российской Федерации, так и для граждан и юридических лиц – владельцев недвижимости.
Занижении величины кадастровой стоимости ведет к недостаточному сбору налога на имущество и земельного налога. Завышение величины кадастровой стоимости приводит к неоправданному росту налоговой нагрузки на физических и юридических лиц, что, в свою очередь, является причиной снижения конкурентоспособности российского бизнеса и общего роста социальной напряженности.
На сегодняшний день право проводить государственную кадастровую оценку может, как и компания с государственным участием, например, ФГУП, так и частная оценочная компания. Высокие уровни оспаривания наблюдаются во всех случаях независимо от конкретного исполнителя. Объективные основания для перехода на полное государственное регулирование кадастровой оценки отсутствуют».
При проведении кадастровой оценки оценщику часто предоставляется неполная и недостоверная информация из государственного кадастра недвижимости об объектах оценки. При этом у оценщика, заключившего государственный контракт, нет права отказаться от проведения оценки без попадания в реестр недобросовестных поставщиков.
Необходимо провести работу во всех субъектах Российской Федерации по инвентаризации и полному описанию количественных и качественных характеристик объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению для целей формирования перечня объектов, подлежащих кадастровой оценке. Как раз именно эту работу и могли бы организовать и осуществить бюджетные учреждения, которые предлагает создать Минэкономразвития России.
Фискальные функции кадастровой оценки во многих регионах ставятся выше права граждан и субъектов предпринимательства платить экономически обоснованные налоги. Это негативно отражается на правах граждан и юридических лиц при оспаривании кадастровой стоимости в комиссиях и судах. Члены комиссий по рассмотрению споров не несут ответственности за результаты принятых решений, а среди персонального состава членов комиссии большинство не обладает профессиональными познаниями в области определения стоимости. В такой ситуации оценщику невозможно вести профессиональную дискуссии и апеллировать к общепризнанным методам и способам оценки при отстаивании своего суждения о стоимости.
Механизм определения кадастровой оценки и оспаривания ее результатов, предусмотренный Федеральным закон от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», на сегодняшний день в полной мере не реализован. Минэкономразвития России не разработало и не утвердило ряд нормативно-правовых актов, например, о порядке работы комиссий по оспариванию кадастровой стоимости (с учетом изменений к составу этих комиссий), что существенно затрудняет предпринимателям и гражданам реализовывать свои права в части установления кадастровой стоимости в размере рыночной.
Итоги круглого стола однозначно показывают, что проблема государственной кадастровой оценки лежит не в области исполнителя, а в области низкого межотраслевого взаимодействия между всеми субъектами, ответственными за организацию и проведение государственной кадастровой оценки в части формирования перечня налогооблагаемых объектов недвижимости и их полного описания. Позитивные изменения в институте государственной кадастровой оценки могут быть достигнуты только за счет проведения комплексных и совместных действий в рамках реформы земельно-имущественных отношений в Российской Федерации.
Участники круглого стола пришли к следующему мнению:
необходимо поддержать инициативу Минэкономразвития России о реформировании института государственной кадастровой оценки. При этом предлагается внести поправки в уже действующий Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» вместо принятия отдельного Федерального закона «О государственной кадастровой оценке». Например, может быть полностью поддержано предложение Минэкономразвития России о включении в текст Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» механизма дачи разъяснений со стороны исполнителя кадастровых работ заинтересованным лицам, а также механизм предварительного публичного согласования отчета о кадастровой оценке;
необходимо провести работу во всех субъектах Российской Федерации по инвентаризации и полному описанию количественных и качественных характеристик объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению для целей формирования перечня объектов, подлежащих кадастровой оценке. Подобную работу могли бы провести бюджетные учреждения, которые предлагает создать Минэкономразвития России;
Минэкономразвития России необходимо продолжить работу по реализации всех пунктов Дорожной карты «Совершенствование оценочной деятельности» Агентства стратегических инициатив в части реализации пунктов, посвященных государственной кадастровой оценке, а также разработать и внедрить все нормативно-правовые документы, предусмотренные нормами Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
необходимо срочно организовать работу комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой оценки в соответствии с текущими положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающий участие в составе комиссий представителей бизнес сообщества и профессиональных оценщиков;
необходимо сохранить в рамках института контрольных функций саморегулируемых организации оценщиков механизм независимой экспертизы отчетов об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества для целей оспаривания результатов государственной кадастровой оценки;
необходимо сохранить действующее сегодня в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» право на ретроспективный пересмотр кадастровой оценки для целей уплаты налоговых платежей в особенности для субъектов предпринимательства.
Ознакомиться с итогами круглого стола на сайте Деловой России: http://www.deloros.ru/v-delovoj-rossii-obsudili-kadastr.html



Последние новости
December 14, 2017
November 12, 2017
August 22, 2017
August 11, 2017
July 12, 2017